После Бала

ph194

Ситуация с приездом сенсея Гаку Хома была очень непонятной до самого его приезда, менялись даты приезда, были непонятны условия и формат семинара.

В общем, я решил «отпустить», ситуацию и решать вопросы по мере их возникновения… Но все же сознание сопротивлялось непредсказуемости, которая присутствовала на протяжении всего пребывания сенсея в Алматы. Только к концу этого мимолетного визита, я понял, что это его (Гаку Хома) стиль жизни… - «не париться» ни на чем, двигаться по ситуации, при чем, это касается и тренировок и каких либо жизненных моментов.

Гаку Хом

Я, как и многие другие ребята, с которыми практикую Айкидо, настраивался на работу, на изучение каких либо технических нюансов, но все наши предположения, «слились» в одночасье. Настало время первого занятия. Моё тело рвалось в «бой», но всё говорило о том, что ему сегодня ни чего не «обломиться», а вся информация, которая исходила от сенсея, предназначалась исключительно для мозгов. Минутные, передышки, якобы для отработки приемов, предназначались исключительно лишь, для того, чтобы мы немного размялись (сидеть на татами и слушать более 10-ти минут очень сложно) и не теряя концентрации, продолжили воспринимать то, о чем рассказывал сенсей Гаку Хома.

С удовольствием можно отметить, что сенсей преподносил информацию непринужденно, с юмором, не отклоняясь особо от темы, грамотно направляя русло разговора на те аспекты айкидо, которые он хотел больше раскрыть и прояснить.

Гаку Хом

К счастью, мне удалось еще побеседовать с сенсеем, так сказать, «за чашкой чая» и задать ему несколько вопросов.. в том числе и те, которые мы жарко обсуждали на нашем форуме… многие его ответы совпадали с высказываниями Хироси Исоями, включая вопросы об использования оружия в Айкидо…

Гаку Хома сказал мне, что О,Сенсей, постоянно практиковал техники с оружием, но специально ни кого не обучал работать с оружием, он (Уесиба) показывал техники айкидо, и тут же проводил параллели (примеры) с использованием оружия. Видя такую ситуацию, что вроде как, работа с оружием постоянно присутствует в техниках Айкидо, но никто этому не учит…. Марихиро Сайто (9 дан) создал свою систему работы с оружием, субури, кумитачи и т.п., ровно так же он объяснил и другие направления работы с оружием, и без него… Уесиба практически не занимался разработкой методик обучения… он в основном говорил о принципах Айкидо и наглядно демонстрировал их при выполнении того или иного приёма… Ну а в массы айкидо начали нести Кочи Тохей, Морихиро Сайто, Кисёмару Уесиба и др. создавая при этом свои методики и стили….

На мой вопрос о сенсее Мишио Хикитсучи и о происхождении Масакацу бо-джитсу (ката с длинным шестом), сенсей Гаку Хома ответил, что был мало знаком с Хикитсучи сенсеем, поскольку это было другое поколение (более старшее). Что касается происхождении бо-джитсу высказал предположение, что это тоже изобретение Хикитсучи сенсея, но с уверенностью этого не может сказать… Сложность в однозначных ответах заключается в том, что Основатель в разных додзё преподавал по разному…

Это было обусловлено многими причинами, в том числе банальными запретами (с 1945-1949) на практику БИ. Если в Токио этот запрет исполнялся жестко и неукоснительно, то в провинциях, можно было себе позволить больше, в том числе и практику с деревянными видами оружия. Таким образом, досконально узнать, что же там наколдовали Уесиба и Хикитсучи наверно уже не получиться. Но, тем не менее, все это, является хоть и важными, но все же частными деталями…, а главным являются принципы айкидо. Внутренняя преданность самурайским традициям, стремление к самосовершенствованию, принципы трех фигур (круг, квадрат, треугольник), принцип входа в бой (аналог притягивания), своеобразный завет…, «что айкидо необходимо практиковать эмоционально (с радостью в сердце), при этом уке должен так же эмоционально и заряжено атаковать».

Лично меня поразило, то как незатейливо и точно Гаку Хома объяснил принцип нераздельной связи физиологического и психологического состояния человека.., а соответственно образа его мышления и поведения… И вот в заключении своего очерка хотел бы еще раз об этом напомнить…

Гаку Хома в своем объяснении привел в качестве примера представителя молодежи (рэпера), который приплясывает во время ходьбы в такт музыке, потому что всегда таскает с собой магнитофон, но даже, когда у него нет с собой магнитофона, физиологическая привычка (тип поведения), сохраняется.. и этим стилем поведения пропитываются все сферы существования этого человека…, из чего сформировался целый пласт молодежной культуры (хоть и немного однобокой).

Такая же ситуация и в БИ (и др. сферах жизни), если вы на тренировках, постоянно практикуете безкомпромиссный, жесткий стиль, то такой вид поведения прочно укореняется в вашем сознании, а соответственно Вы будете всегда поступать, в соответствии с теми схемами которые вы нарабатываете на тренировках, а механическая память делает эти реакции автоматическими… Так, что на тренировках Айкидо (не теряя сути Будо), выполняя техники без силы, однобокости и «дуболомства», мы формируем в своем сознании определенный образ восприятия мира, основанный на гибком, гармоничном существовании даже на первый взгляд непримиримых явлений.

Возможно, у тех, кто был на семинаре, возникли свои «открытия», но в том, что эти «открытия» у многих появились, я больше чем уверен… Думаю, эту цель и преследовал сенсей Гаку Хома.

Удачи.. (домо аригато)

Irbis

P.S. Не расслабляемся, 18-го приезжает Даниель… Будет прекрасная возможность, на деле (эмоционально, интенсивно) отработать/понять все принципы Айкидо, уже в практическом виде…

Поделиться: