Некоторые размышления о мистицизме в боевых искусствах

ph217
  • "О сколько нам открытий чудных
  • Готовит просвещенья дух.
  • И Опыт - сын ошибок трудных,
  • И Гений - парадоксов друг,
  • И Случай - Бог-изобретатель -
  • Всему причина и Создатель"
  • А.С.Пушкин

Данные размышления являются результатом чтения доступной информации по айкидо. Всё то непродолжительное время, которое я занимаюсь айкидо, меня смущала одна вещь. Эта вещь – обилие мистики вокруг данного вопроса. Видимо, влияет врождённый скептицизм. Я, наверное, не первый, кто скажет что вера (религия) и церковь имеют между собой мало общего. Точно так же вера и мистицизм в боевых искусствах имеют общим только основу. Вера превращается в мистику в момент, когда её пытается подчинить себе безграмотность.

В своё время мой сенсей сказал мне: «Алексей у тебя не получается делать технику потому что ты в ней сомневаешься. Просто поверь в неё». Сказано это было 7 лет назад, и для меня это стало отправной точкой в моём пути.

Вера должна основываться на реальных фактах. Не помню, кто именно это сказал, и не ручаюсь за точность цитаты, но общий смысл высказывания следующий: «Чем больше я изучаю физику, тем больше я верю в бога». Вера в боевых искусствах, да и вообще во всём, подразумевает тяжёлый труд как физический, так и умственный.

Мистика заменяет знания на вымысел и фантазию, а весь «труд» в таком случае заключается в умении красиво произносить фразы, услышанные где-то. Что мы собственно и наблюдаем повсеместно. Люди, ведущие себя подобным образом, часто напоминают ребёнка играющего в «рассуждалки».

К чему я всё это веду? Я хочу предложить несколько иной взгляд на данную проблему. При всём возможном взрыве возмущения, я осмелюсь утверждать: проблема есть, и еще какая! Эта проблема – профанация айкидо как системы и боевого искусства. Я не собираюсь писать о том, «кто виноват»? Достаточно посмотреть в зеркало, и вы увидите одного из них.

Ну, начнём! Всё начинается со страшного слова «ки», да собственно в него потом и упирается. Я сейчас не будут назвать все определения, которые дают этому слову. Я хочу, чтобы вы подумали о том, что то, что могло бы являться удовлетворительным объяснением хотя бы сто лет назад, да еще на территории таких стран как Япония и Китай, с их особенностями менталитета и вероисповедания, не может удовлетворять современным требованиям.

Я очень хорошо могу представить себе буддийского священника, объясняющего крестьянину (который не умеет ни читать, ни писать) о том, что управляет миром, но не могу представить на месте крестьянина студента, оканчивающего факультет атомной физики.

Вспомним, О-сэнсэй Морихэй Уэсиба говорил, что он является частью Вселенной, и когда враг его атакует, – он атакует Вселенную. Давайте подумаем об этих словах, и не будем искать скрытый смысл. Скажите себе: «Я – часть Вселенной». То есть, если вы являетесь её частью, значит, вы подчиняетесь законам это Вселенной, а пока, – к сожалению или к радости,– законов физики ни кто не отменял. А раз так, значит и природу ки можно объяснить и обосновать с помощью физики. Конечно, если сюда добавить знания из биологии, биохимии и других наук, то можно расширить объяснения, но это же не научная статья, а повод для размышления.

Понятие «ки» в боевых искусствах очень хорошо использовать как обобщающее, которое может основываться на таких понятиях как энергия (потенциальная и кинетическая), закон сохранения энергии, закон сохранения импульса, центробежная сила, реакция опоры, векторы силы и движения, суммарный вектор (и прочие понятия механики и кинематики). Но не забывайте, что есть ещё множество других наук и их разделов, и все они могут дополнить общую картину.

Вот что об этом пишет Кантё сэнсэй Годзо Сиода:
«В айкидо мы часто используем слово «ки» (энергия), но это слово имеет множество значений. «Ки» в том виде, в котором оно предстает во время исполнения техник, – это то, что мы получаем, когда такие компоненты, как правильная стойка, центральная линия, дыхание, взрывная сила сфокусированной энергии, тайминг и так далее, складываются вместе, и мы достигаем высшего состояния совершенного равновесия. Можно сказать, что «ки» – это «владение равновесием».

Значение слова «ки» во фразе «гармонизировать своё ки» относится к восприимчивости по отношению к вашему партнеру и охватывает все элементы, которые вытекают из состояния вашего партнера, так что, в данном случае, сила, скорость, координация и ритм – все это части значения ки. Продолжая тренироваться, вы станете более восприимчивыми к тому, как ваш оппонент собирается вас атаковать, в каком направлении он собирается двигаться и где он сфокусирует свою силу. Можно сказать, что эта способность «видеть и чувствовать энергию» – это одна из главных целей тренировки.

Углубляясь еще больше, мы видим, что «ки» - это одновременно и сущность Вселенной, и то, что ею управляет. Достичь гармонии со Вселенной означает быть в равновесии. «Айки», то есть «гармонизирование энергии», означает потерю своего собственного эго; это способ подчинения естественному потоку вселенной. Если вы это сделаете, то сможете без труда осознать свою собственную естественную личность в зависимости от ситуации, которая перед вами возникает, и именно развивая эту гармонию, мы находим понимание айкидо.» Как видно, Кантё сэнсэй Годзо Сиода был очень практичным человеком, которого мало интересовала мистика, и всё, что с ней было связано. В его определении «ки» также является обобщающим словом для сразу нескольких понятий.

Но дабы совсем поставить всё на свои места, приведём расшифровку некоторых терминов.

Правильная стойка – это епархия теоретической механики и сопротивления материалов: балки, шарниры, расчёты жёстких конструкций, применительно к человеку этим занимается биомеханика.
Центральная линия – линия, по которой система может развить максимальное усилие или силу.
Дыхание – оно и в Африке дыхание.
Взрывная сила – максимальное усилие за короткий промежуток времени.
Сфокусированная энергия – её можно назвать результирующей всех сил системы.
Тайминг – правильный выбор момента времени для действия.

Как видите, здесь нет места для мистики, всё чётко и конкретно. Сами принципы дают нам ответы на то, как их реализовать.

Маленькие примеры, как можно объяснить «чудеса» нормальным человеческим языком.

Возьмём такое утверждение «ваша ки должна слиться с ки противника». Отбросим в данном случае всю мистику и опустимся на грешную Землю. Противник атакует вас с какой-то силой, имеющей свой вектор. Каким образом мы можем «слиться с ки» противника? Нужно сделать так, чтобы вектор вашей силы полностью совпал с вектором силы противника. Совпал не только по направлению, но и по модулю силы. Дальше я не буду вдаваться в подробности, кто захочет или заинтересуется, тот сам ответит на возникшие вопросы.

Ещё я хочу обратить внимание на любимый фокус айкидистов – «несгибаемая рука». Хочу задать вопрос: причём здесь ки? Ведь всё можно объяснить и без потустороннего; и еще хочу сказать, что вас жестоко обманывают. Здесь нет полного расслабления, и не может быть в принципе, полное расслабление наступает только в одном случае, когда человек умирает и то это длится недолго (такова суровая правда жизни).

Я надеюсь, для вас не станет открытием, что рука сгибается и разгибается в локтевом суставе за счёт двух мышц: бицепса и трицепса. Бицепс – это мышца сгибатель, трицепс – мышца разгибатель. Обе они естественно могут производить определённое усилие, равное по модулю и противоположные по значению. То есть, если вы одновременно их напряжёте, то суммарное усилие будет равно нулю. И, как следствие, человек, которые вам её сгибает, согнёт ее без усилий (почти). Но если вы в этот момент расслабите бицепс, то трицепс будет работать с полным усилием. Вот тут наступает ещё один хитрый момент, о котором никто не задумывается. Человек, который пытается согнуть руку, очень часто в момент этого действия также напрягает обе мышцы своих рук, сводя свои усилия на нет.
Дальше думайте сами.

Г.Л. Олди в романе «Маг в законе» высказывает такую мысль искусство должно развиваться. Если ученик не стремится быть лучше учителя, грош цена такому ученику. Это как многоступенчатая ракета, каждое последующее поколение учеников должно быть лучше предыдущего. Если мы не будем развивать полученные знания, если будем объяснять предмет с точки зрения уровня знаний, например 12 века, то считайте что мы вернулись на уровень этого века. Не ужели все старания предыдущих поколений были направлены на то, что бы мы остановились в своём развитии и даже вернулись назад. Это же смешно, не так ли? Слепая вера в прошлое отбрасывает назад и мешает двигаться вперёд.

Слепая вера и есть тот самый мистицизм, против которого я выступаю.

Вы попробуйте пропускать полученные знания через «призму ума». Задавайте себе вопрос: А почему так и не как иначе? Сравнивайте техники других школ с вашей, не бойтесь проверить её в работе с представителем другой школы. Если что-то не получилось, виновата не школа и её техника, а вы. Значит чего-то не поняли, где-то что-то упустили. В конце концов, у оппонента может оказаться просто больше опыта. Ищите общие моменты. И т.д. Постоянное неудовлетворение собой и стремление к совершенству. Только не путай критический взгляд с самобичеванием. Вот это и есть научный подход.

Ну и на последок, я хочу повторить слова Додзё-чё Тсутому Чиды сказанные на семинаре в 2004 году в Москве: «Не старайтесь запомнить мои объяснения. Запомните технику и ощущения и постарайтесь объяснить это сами. Тогда у вас появится прогресс. Это будет ваше айкидо, а моё айкидо вам не поможет».

Алексей Казаков
Инструктор Ёсинкан айкидо, 4-ый дан
Источник

Поделиться: