Гармония по-японски – это три иероглифа

ph206

В газете "Литер" (еженедельник от 20.04.06) опубликована статья об айкидо с интервью Даниеля Шампеймо.

Искусство жить, воплотившее в себе принципы бытия, которые насчитывают не одну сотню лет. Кроме того, айкидо – это красиво. В принципе, его приемы можно применять и в нападении, но это полностью противоречит философии школы.
Состоявшийся в марте семинар, провел который адепт традиционного айкидо из Франции Даниель Шампеймо (5-й дан), стал поводом для встречи корреспондента «Литер-Недели», чтобы понять, чем является айкидо на сегодняшний день: искусством или изощренным способом ломания конечностей. Стоит отметить, что представители данного направления считаются последователями тех традиций, что заложил основатель школы Морихэй Уэсиба, в то время как на данный момент насчитывается около двадцати ответвлений и разновидностей.

Гармония по-японски – это три иероглифа

Скорее искусство, чем поиск и уничтожение врагов


Даниель Шампеймо учит любить так, как хотел Уэсиба: упредив агрессию, успокоить силу и... полюбить

Айкидо. Кто из нас не слышал об этом боевом искусстве? Память сразу же услужливо подсовывает эпизоды из фильмов с участием Стивена Сигала, красиво раскидывающего своих врагов. Привлекательность суперменов и зрелищность драк притягивает молодежь. Современный мир достаточно агрессивен, и поп-культура привлекает на свою сторону героев подобно Сигалу, вынося на поверхность лишь верхушку айсберга, не раскрывая истинного смысла самого явления. То, что айкидо достаточно многогранный мир и несет в себе философское восприятие жизни, в блокбастерах незаметно.
Искусство жить, воплотившее в себе принципы бытия, которые насчитывают не одну сотню лет. Кроме того, айкидо – это красиво. В принципе, его приемы можно применять и в нападении, но это полностью противоречит философии школы.
Состоявшийся в марте семинар, провел который адепт традиционного айкидо из Франции Даниель Шампеймо (5-й дан), стал поводом для встречи корреспондента «Литер-Недели», чтобы понять, чем является айкидо на сегодняшний день: искусством или изощренным способом ломания конечностей. Стоит отметить, что представители данного направления считаются последователями тех традиций, что заложил основатель школы Морихэй Уэсиба, в то время как на данный момент насчитывается около двадцати ответвлений и разновидностей.
Свой монолог месье Шампеймо начал с истории появления айкидо.
Ассоциация айкидо (Айкикай) была основана 9 февраля 1948 года. По устоявшемуся мнению сторонников его развития, этот вид единоборств приспособлен для нашего времени. Помимо приемов самообороны, Морихэй Уэсиба выработал особый «способ жизни», основанный на идее айки. С ранней юности основатель айкидо прилежно изучал техники дзю-дзюцу, кэн-дзюцу. Обнаружив, что все эти техники чересчур воинственны, он задумал уникальную, чисто оборонительную систему. Она сочетала в себе решительный настрой, знание анатомии и быстроту реакции при выполнении оборонительных движений против одного или нескольких нападающих. Историки айкидо утверждают, что на Уэсибу произвело сильное впечатление уничтожение Хиросимы и Нагасаки, после чего он решил, что его вид должен останавливать агрессию, не навредив при этом самому нападающему. Цель поединков – избежать контакта с нападающим. Из древнейших техник Уэсиба взял только быстроту и точность движений, но превалировать над этим должен ум. По мнению основателя, эти техники подходили для эффективной самозащиты от вооруженного или невооруженного нападения, сводя к нулю силы нападающего. Происходит это не за счет приложения своей собственной силы, а за счет искусного применения ускользания, особых движений тела и контрприемов, обращающих силу противника против него самого. Уэсиба был глубоко религиозным человеком и хотел, чтобы его техники несли чувство гармонии и любви ко всем людям. Он определял свое искусство как «путь любви к человечеству» – что и представляет название стиля, состоящее из трех иероглифов. Воплотив идеал древних японских мастеров меча: «Заставить человека понять сухость его природы, отрезав все, что в нем есть плохого». Для Уэсибы плохим было все, что противоречило понятию ай (любовь): ненависть, желание причинять боль, неумение оценивать себя и других, тщеславие. Меч, в котором нет нужды в мирное время, по его мнению, следовало заменить «мечом ума» – столь же эффективным, но не таким смертоносным. В айкидо он подчеркивал важность достижения гармонии между дыханием и телом в сочетании с природой, но в равной степени он делал упор и на гармонию между умом и нравственностью. Все это и было для него сущностью на пути самосовершенствования. Согласно Уэсибе, только тот, кто полностью материализовал в себе это понимание гармонии, отмечен чистой любовью ко всем созданиям. Основатель мечтал о том, чтобы айкидо стало школой самосовершенствования, новой религией, основанной на знании тела и ума, в которой ритуалы были бы заменены смягчением первого и очищением второго. Тогда вы можете предвидеть атакующие движения противника, блокировать или парировать их, не применяя собственную силу.
Что здесь нового в сравнении с боевыми карате или самбо? Отличие в духе, философии, отношении к жизни и к противнику.
Что еще необходимо, так это чувство партнера. Одна из главных составляющих айкидо – это расслабленность. Чувствуя партнера, вы учитесь расслаблять не только руки, но и тело. Это применимо там, где есть стремление к общей цели. Чаще это парные танцы, акробатика и игровые виды спорта. Но насколько одно и то же имеется в виду там и в единоборствах?
Люди, выбирающие айкидо, помимо умения защитить себя ищут духовный путь. Любовь и боевое искусство – какое единоборство объединяет столь несовместимые вещи? Айкидо соединяет способность постоять за себя и духовную практику. Нет запрещенных приемов, но тем больше ответственность за человека, с которым приходится взаимодействовать (агрессивен – недостаточно развит, но пусть у него останется шанс), ведь он, как и вы, частица Вселенной, и на весах бытия никто не лучше и не хуже, но так же важен. Духовная практика и в то же время боевой поединок, посредством которого мы стремимся ощутить гармонию со всем во Вселенной, в том числе и с противником, являющимся его частичкой.
Многое зависит от цели, которую вы хотите достичь при помощи айкидо. В айкидо все технические действия выполняются на основе сосредоточенности и концентрации. И это вырабатывается при реальной угрозе. Вы учитесь лучше понимать людей и принимать их такими, какие они есть. Имея выбор, вы более свободны.
Тысячи людей во всем мире занимаются айкидо, и каждый имеет свое представление о том, что это такое. Существует множество так называемых стилей айкидо, некоторые из которых очень далеки от того, чему учил Морихэй Уэсиба, и в действительности не являются айкидо. Люди используют выражения «жесткий» и «мягкий» стили, пытаясь подчеркнуть различия между способами обучения, но по какой бы методике ни тренировались айкидоки, их цель – понять учение О-Сэнсэя. (В японском языке приставка «О» в некоторых случаях подчеркивает сверхуважительное отношение к явлению или личности.)
В любом случае возможность выбора для того, кто не собирается покорять спортивные вершины, есть. Не став чемпионом в карате или боксе, можно познать самого себя. Путь любви и гармонии предоставляет прекрасную возможность.

Поделиться: