Основатель этого стиля мастер Годза Шиода - учидеси Основателя с 1932 года. На протяжении всей истории своего развития Ёсинкан всегда поддерживал дружеские отношения с Айкикай как при жизни, так и после смерти О Сэнсэя. Ёсинкан несколько жестче Айкикая, в системе, особенно начальной подготовки преобладают старые довоенные методики и подходы. Широко распространён во всём мире.
Основатель школы Ёсинкан, Годзо Сиода, родился 9 сентября 1915 года в Токио, в семье сильного и влиятельного врача. В доме его отца, жили многочисленные ученики и ассистенты, которые учились у него и помогали по хозяйству. Для того чтобы они не бездельничали в свободное от работы и учебы время, и находились в хорошей форме, доктор Сиода поощрял занятия учеников в школе Дзюдо, созданной при его доме. Поэтому ничего удивительного в том, что Годзо Сиода рано увлекся боевыми искусствами, интерес к которым сохранил на всю свою жизнь.
Помимо изучения дзюдо в школе своего отца, которая называлась Ёсинкан, Годзо Сиода проявлял интерес к Кендо. Однако именно желание проверить своё дзюдо привело его в школу Морихеи Уэсибы в тот момент преподававшего Дайто-рю Айки-дзюцу. Дзюдо Сиоды оказалось настолько не эффективным по сравнению техникой Айки-дзю-дзюцу, что 23 мая 1932 года, потрясенный увиденным Сиода поступил в школу, известную как Дзигоку, или дьявольская. В то время Уэсиба был на вершине своих возможностей.
В течение примерно восьми лет он был прямым учеником М. Уэсибы и будучи ещё молодым человеком, был посвящён в "Айкидо повседневной жизни". После окончания Университета Такусёку в апреле 1941 года Сиода был направлен в Китай для участия в военных действиях. В 1946 году, когда окончилась война, Сиода вернулся в Японию и вновь начал заниматься у Морихеи Уэсибы – но лишь затем, чтобы вскоре оставить его и начать развивать своё собственное направление, которое он назвал Ёсинкан в честь додзё своего отца. М. Уесиба, которому в то время было более 60 лет, начал превращать своё боевое искусство в способ духовного развития. Сиода же, как основатель нового движения и поэтому известный под титулом - Кантё, предпочел сохранить эффективные методы единоборства, которые изучал до войны. В последствии Школа Ёсинкан всегда отличась выносливостью, хорошей подготовкой своих представителей и эффективностью техники. В результате она и по сей день остаётся школой подготовки, наиболее предпочитаемой армией и полицией.
На первой послевоенной демонстрации Японских воинских искусств в 1954 году, Сиода был удостоен награды за "Выдающуюся демонстрацию" после чего поддерживаемый людьми из финансовых и политических кругов основал Ёсинкан додзё. Школу М. Уэсибы, на этой же демонстрации представлял Коити Тохэй.
На данный момент Ёсинкан Айкидо широко известно по всему миру и им занимаются люди многих национальностей. Каждый год токийская полиция посылает десять своих представителей, (каждый является обладателем, по меньшей мере, третьего дана в Кендо или дзюдо) на годичную стажировку в качестве "особого ученика" в головной додзё Ёсинкан в Токио. Переняв Айкидо от самого Уесибы, Годзо Сиода, среди прочих демонстрировал своё Айкидо перед кронпринцем Японии, сенатором Робертом Кеннеди и принцессой Александрой и был удостоен их высочайших похвал, а также многих других выдающихся людей посещавших его Додзё.
Большое количество школ Айкидо связано с тем, что у Морихеи Уесибы было много учеников обучавшиеся лично у него в разное время и по мере того, как изменялось представление о созданном им искусстве у самого Уэсибы, изменялся и акцент в техниках, которые преподавал Мастер своим ученикам. В дальнейшем, каждый из его учеников наложил свои индивидуальные качества на это искусство. Среди этих людей можно выделить Годзо Сиоду занимавшийся у Уесибы, когда тот был на пике своих возможностей, он сохранил довоенную технику, которая была известна своей эффективностью и жёсткостью, объясняя это тем, что Уесиба стал УЕСИБОЙ благодаря тому, что прошел тяжёлую школу Дайто-Рю Айки-дзюцу.
Следует отметить, что как и выдающиеся мастера Айки-дзюцу Сокаку Такеда и Сиро Сайго (известный как Сугато Сансиро, по фильму "Гений дзюдо") он был ростом около 150 см и весил около 50 кг, чего не скажешь о большинстве современных мастеров и о самом Морихеи Уесибе который при том же росте был на 20 кг тяжелее, что естественно сказалось на технике Ёсинкан Айкидо.
Пойдя дальше Сиода усовершенствовал систему обучения в Ёсинкан Айкидо исключив из начального этапа обучения динамику, он разбил технику на ряд "статических" положений в которых, ставится акцент на правильное положение всех частей тела и угла атаки, при котором вы свободно, без приложения силы сможете вести и контролировать противника. Важна также и работа укэ, задача которого реально атаковать вас, так как при отсутствии атаки вы не сможете применить Айкидо.
Слово Айки можно перевести не только как гармония ки (как одно из проявлений духовной энергии), но и как встретить дух (то есть настроиться на противника, что даст возможность предчувствовать намерения противника и даст возможность выгодно использовать его движение).
Главной особенностью Ёсинкан Айкидо является обучение правильной стойки, без которой, вы не сможете реально выполнить ни одну технику. При отсутствии правильной стойки, вы не сможете использовать принципы Айкидо, которые Годзо Сиода сформулировал иначе, чем Уесиба.
Пять принципов Айкидо, сформулированные М. Уесибой:
Принципы Айкидо сформулированные Годзо Сиодой:
Как видно из вышесказанного, Морихей Уэсиба в конце своего пути, делал акцент на филосовско-религиозное понимание своего учения. А Годзо Сиода рассматривает именно практические принципы техники, которая в итоге приведет вас к осознанию философии Айкидо.
Для менталитета современного человека очень сложно понять те мысли, что высказывались Учителями, которые пытались донести до нас свои учения. Тоже самое произошло и со словом «Айкидо». Годзо Сиода сказал: «Ки» в том виде, в котором оно предстаёт во время исполнения техник – это то, что мы получаем, когда такие компоненты, как правильная стойка, центральная линия, дыхание, взрывная сила сфокусированной энергии, тайминг и другие факторы складываются вместе, и мы достигаем высшего состояния совершенного равновесия. Можно сказать, что «ки» – это владение равновесием. Значение слова «ки» во фразе «гармонизировать своё «ки» относится к восприимчивости по отношению к вашему партнёру и охватывает все элементы, которые вытекают из состояния вашего партнёра, так что, в данном случае: сила, скорость, координация и ритм – всё это части значения «ки». Углубляясь ещё больше, мы видим, что «ки» - это одновременно и сущность вселенной и то, что ее контролирует. Достичь гармонии со вселенной означает быть в равновесии. «Айки», то есть «гармонизирование энергии», означает потерю собственного эго; это способ подчинения естественному потоку вселенной. Если вы это сделаете, то сможете без труда осознать свою собственную личность в зависимости от ситуации, которая перед вами возникает, и именно развивая эту гармонию, мы находим понимание Айкидо.