Если хочешь найти хорошего учителя, сторонись равнодушного!
Все занимающиеся айкидо независимо от их способностей движутся к совершенству одним и тем же путем (до). И все же, в зависимости от задатков, длительности и интенсивности своего обучения, они находятся на разных отрезках этого пути. Таким образом, возникает естественная иерархия, в которой место каждого определяется его опытом и силой личности.
Многие в западных странах склонны полагаться в жизни только на свои собственные силы и непогрешимость своего разума. Но они грешат тем, что порой любят подискутировать и покритиковать других, а сами зачастую находятся в плену потребительского мышления. Требование беспрекословно подчиняться советам наставника требует большой выдержки и терпеливого ожидания и направлено на то, чтобы со временем интуитивно приобщаться к его опыту, что часто приводит их в замешательство. Они чувствуют себя чем-то обделенными, ощущая, что здесь не действуют их обычные жизненные установки. Связь с учителем воспринимается ими как временное бремя или по меньшей мере как ограничение личной свободы. Поэтому многие из них, занимаясь айкидо, чураются духовной связи со своим учителем.
И если даже после провала попытки (у большей их части неосознанной) установить такой духовный контакт с наставником многие начинающие айкидисты продолжают сохранять интерес к занятиям, то совершают часто и другую ошибку. Они берут от каждого доступного им учителя то, что считают полезным, и чувствуют себя при этом никому ничем не обязанными. Так примитивно порой выглядят занятия в большинстве западных школ айкидо.
Однако тесная связь ученика с учителем все же необходима исходя из следующих моральных и практических соображений:
Многие даже имеющие высокие степени айкидисты должны были закончить свой полный надежд путь к совершенству только потому, что нарушали вышеизложенные постулаты или не смогли быть одновременно и благодарными учениками и самоотверженными наставниками.
Настоящее мастерство выражается, как правило, в добросовестном выполнении долга и в усиленном самоконтроле. Настоящий айкидист никогда не отказывается выслушать мнение более авторитетного товарища. Кто изображает из себя непререкаемого ментора, становится самовлюбленным зазанайкой и теряет духовную и профессиональную суть. Именно поэтому излишняя самоуверенность является не критерием личной свободы, а началом конца.
В последние годы число молодых учеников, занимающихся айкидо, резко возросло. Только в Хомбу Додзё занимается более 500 учеников-школьников от учащихся начальных классов до старшеклассников. Это характерно и для других школ айкидо Японии, в некоторых из которых зарегистрировано более ста таких учеников. Ежегодно проводятся летняя конференция по занятиям айкидо с молодежью в центре Японского боевого искусства, а также зимние сборы, которые в качестве спонсора проводит Всемирный центр «Хомбу додзё» в городах Сугадиара (перфектура Нагано) и Изу (префектура Шизуока). Эти встречи собирают большое количество участников, энтузиазм которых просто поразителен. Вопрос об открытии детского класса в «Хомбу додзё» впервые встал почти двадцать лет назад.
В последние годы число молодых учеников, занимающихся айкидо, резко возросло. Только в Хомбу Додзё занимается более 500 учеников-школьников от учащихся начальных классов до старшеклассников. Это характерно и для других школ айкидо Японии, в некоторых из которых зарегистрировано более ста таких учеников. Ежегодно проводятся летняя конференция по занятиям айкидо с молодежью в центре Японского боевого искусства, а также зимние сборы, которые в качестве спонсора проводит Всемирный центр «Хомбу додзё» в городах Сугадиара (перфектура Нагано) и Изу (префектура Шизуока). Эти встречи собирают большое количество участников, энтузиазм которых просто поразителен. Вопрос об открытии детского класса в «Хомбу додзё» впервые встал почти двадцать лет назад.