Shochikubainoken, masakatsu bo-jutsu и kagura mai

ph202

Чтобы найти вселенский путь, который мы знаем, основатель Айкидо Морихей Уесиба изучил множество школ боевых искусств. Менее известный факт - то, что он также разработал систему техник с оружием, которые были для него неотделимы от занятий Айкидо.

Чтобы найти вселенский путь, который мы знаем,
основатель Айкидо Морихей Уесиба изучил множество школ боевых
искусств. Менее известный факт - то, что он также разработал
систему техник с оружием, которые были для него неотделимы от
занятий Айкидо.

Хикитсучи Мичио сенсэй рассказывает: "-Однажды в августе 1957 года, в час ночи Мастер Морихей Уесиба попросил меня подняться, чтобы пойти в додзе потренироваться и позаниматься с кен (Sho Chiku Bai No Ken). У О- Сенсея был очень красивый боккен, который ему подарил доктор Окава Симей, а у меня был боккен из кизилового дерева. О- Сенсей попросил меня атаковать его, - когда я захочу, как я захочу, просто, когда я почувствую удобный момент для атаки. Итак, я стал его атаковать, но во время выполнения этих атак я вдруг почувствовал, что боккен О-Сенсея сломался. Мы остановились, и действительно, боккен Мастера Уесибы был сломан, причем отсутствовала довольно большая его часть. Я принялся искать отколовшийся кусок по всему додзе, а О-Сенсей спросил меня:
"-Что ты ищешь? Уж не это ли?"
И с этими словами, он вытащил отломившуюся часть боккена из своего кейкоги (одежда для тренировки). Я был потрясён, так как пребывал в убеждении, что отломившийся кусок закатился куда-нибудь в додзе, я спрашивал себя, как он мог попасть в кейкоги О-Сенсея (уходя в сторону от моего повествования, надо сказать, что этот кусок боккена лежит сейчас в доме семьи Уесиба в Танабе). Именно в тот день О-Сенсей раскрыл мне секрет Айкидо-кен (Sho Chiku Bai No Ken) и передал мне макимоно (свидетельство, свиток) по работе с палкой (Бо) в Айкидо (Masakatsu Во Jutsu)".
Sho Chiku Bai No Ken

По словам Арикавы Сенсея, в настоящее время - 9-го Дана Токио Айкикай, Айкикен, состоящий из 18 движений, стал Sho Chiku Bai No Ken (меч из сосны, бамбука и японской сливы) в 1942 году. Почему именно такое название? Па словам Хикитсучи сенсэя, оно символизирует добродетели, которыми должен обладать каждый человек, занимающийся Айкидо.

Sho: сосна. Японцы говорят, что с какой стороны ни посмотри на сосновую иголку, увидишь одну и ту же сторону, одну и ту же поверхность. Сосновая иголка символизирует чистоту характера, полноту постоянства. Перед лицом противника, каким бы он ни был, наше состояние не должно меняться.

Chiku: бамбук. Он символизирует гибкость и силу, силу и энергию, которую ничто не может остановить, какова бы ни была ситуация. Такой энергией должны обладать и мы в продвижении по нашему пути, чтобы очиститься, очистить свою душу и помыслы когда мы занимаемся.

Bai: японская слива. Она символизирует мягкость, а своим сладко-горьковатым вкусам дает понятие о вечности и счастье. На занятиях мы должны приносить счастье нашему партнёру.

В техническом плане, Sho Chiku Bai No Ken очень просто: оно содержит три базовые формы, движения ног и бедер в которых располагаются по треугольнику. Однако движения должны производиться только в тот момент, когда человек, стоящий напротив вас, решает атаковать. Именно в этом заключается вся сложность, присущая данной дисциплине. Как говорит Хикитсучи сенсэй, учение Sho Chiku Bai No Ken преподавалось только в устной форме, и лишь атакуя О-Сенсея, можно было познать его практически. В объяснениях своим ученикам, Хикитсучи сенсэй поступает так же.
Masakatsu Bо-Jutsu (техника Бо с сердцем справедливости)
Итак, в августе месяце 1957 года Хикитсучи Сенсэй получает из рук О-Сенсэя макимоно по работе с палкой (Бо) в Айкидо: Bo-Djutsu Masakatsu Okui Soden, подтверждающее способность Хикитсучи Сенсэя передавать учение основателя Айкидо о работе с Бо.

Bo-Djutsu: техника роботы с палкой.

Masakatsu: уверенность в победе над чем-то, что является неправильным, с сердцем, исполненным справедливости (Masakatsu, Agatsu)
Katsu Hayabi - три слова, придуманные О-Сенсеем).
OKUI SODEN:

Okui: из глубины души, самое глубокое, квинтэссенция (суть).

Soden: SO: взаимная. Den: передача.

Okui Soden: передача из поколения в поколение. Таким образом, диплом, полученный Хикитсучи Сенсэем, можно перевести следующими словами: передача из поколения в поколение сути работы с палкой, с сердцем, исполненным справедливости.
Занятия Bо-jutsu основателя Айкидо. Перед тем, как перейти к занятиям, необходимо определиться с длиной палки Masakatsu. Длина эта не регламентирована, и зависит от роста её владельца: в оптимальном варианте, конец палки должен находиться, приблизительно, на высоте его кончика носа. На занятиях иногда трудно подобрать палку нужной длины, поэтому чаще используется палка длиной примерно 1,60 м. В общеизвестном варианте, школа Бо основателя Айкидо, если только термин "школа" здесь уместен, состоит из 32 техник, которые входят в состав нескольких ката. По словам Хикитсучи Сенсэя, порядок их не регламентирован; его устанавливает тот, кто отвечает за передачу знаний в каждой конкретной школе. Возможность изменить длину палки, возможность изменить порядок техник, - всё это отнюдь не упрощает изучения Во-Masakatsu. Но здесь добавляется и ещё одна трудность: изучать ката следует без партнёра. Хикитсучи Сенсэй особенно настаивает на этом моменте: работать нужно поодиночке. Действительно, во времена Мастера Морихея Уесибы работы в парах не было. О-Сенсэй занимался с партнёром только для того, чтобы объяснить какое-нибудь движение или перемещение, а так же в рамках показательных выступлений. Но в такие моменты он использовал лишь две-три техники, которые мог делать только он. В конце этой главы я объясню, почему так важно заниматься без партнёра. Но вот в чем же заключается интерес этой работы? Во многом.

Искусство палки Masakatsu создано самим основателем. Повторяя ката, можно очень быстро констатировать, что все осуществляемые перемещения присутствуют в любой технике, выполняемой без оружия. Например, при атаке йокомен (удар в висок), ноги перемещаются тем же образом, что и при выполнении этой же самой атаки без оружия. Продвижение вперёд, выпад палкой учат "входу" в технике, называемой ирими-наге, и т.д.

В этом искусстве работы с палкой, положение ступней ног, например, при перемещениях или выпадах, не должно меняться, когда вы шагаете. Действительно, в Айкидо нет оборонительной позиции: стоять следует естественно, как при обычном дружеском разговоре. Но как только тело начинает двигаться, положение ступней ног изменяется, и именно это положение объясняется и изучается в школе Бо Мастера Морихея Уесибы. Не менее важным является угол, на котором располагаются бёдра по отношению к палке, который следует соблюдать при работе с ней: этот угол остаётся неизменным делаете ли вы укол, удар, или движетесь вперёд... Этот угол так же остаётся постоянным при выполнении любой техники без оружия. Таким образом, его можно изучить с помощью занятий с палкой, осознать его всем телом, а затем применить - уже спонтанно - при работе без оружия.

Занимаясь под руководством компетентного преподавателя, можно обнаружить и изучить ритмы, включенные в выполнение каждого ката. Впрочем, ритмы эти варьируются в зависимости от ката, и, со временем, конечно, станет возможным обнаружить, что те же самые ритмы существуют также и в техниках без оружия.

Однако почему же всё-таки следует тренироваться без партнёра? На самом деле, этот вопрос поднимает всю сложность понимания Айкидо основателя. Что же в действительности говорил О-Сенсей?
"Истинное Будо" - это тренировка притягивающей силы (In Ryoku No Тепгеп), для того, чтобы притянуть всего партнёра полностью. Вот почему мне достаточно просто стоять вот таким образом. Я составляю единое целое с вселенной. Если я стою так, партнер притягивается". Takemusu Aiki.
О-Сенсей просит нас, в свою очередь, изучать это на занятиях, через движения, которые он передал нам, напрямую или, теперь уже для большинства из нас, посредством своих учеников, а так же применяя следующие принципы: не смотреть на партнёра, начинать первым и не быть открытым для атак или реакций партнёра. Между тем, в рамках любого ката, если вы тренируетесь с партнёром, вы смотрите на партнёра, вы ждёте его атаки, чтобы начать реагировать: так занимаются в традиционных школах боевых искусств, где учат, как действовать в ответ на ту или иную атаку. Но в этом случае речь больше не идёт о том, чтобы "притянуть" партнёра. То есть, здесь отсутствует поиск Айкидо Основателя, поиск состояния гармонии с вселенной: "Путь, на котором вибрация всего тела отзывается на вибрацию вселенной, есть истинное Айкидо. Благодаря этой тонкой связи между вибрацией всего тела и вибрацией вселенной, крепнут возвышенные функции Ки, которая порождает Любовь как Воинское искусство (Вu) и как Любовь, и это называется Takemusu Aiki". Aikido Magazine №32.

Или ещё, как уже говорил Мастер Морихей Уесиба приблизительно в 1941году: "Начиная с 16 года эры Шова (1941), тренировка техники тела (Tai jutsu) закончилась. Теперь я вышел на этап Kannagara (спонтанное действие в согласии с природой)". "Aikido Shugyo" Мастера Годзо Сиоды.

Этот поиск состояния, подобного тому, в котором находился основатель, должен бы стать целью каждого айкидока, желающего постичь Айкидо Мастера Морихея Уесибы. Правда, конечно, это всё кажется столь иррациональным, что очень соблазнительно остановиться на совершенствовании техники, как конечной цели. По словам Хикитсучи сенсэя, сам основатель затруднялся построить тренировки таким образом, чтобы они вели его учеников в направлении его Айкидо. Безусловно, именно поэтому, к концу своей жизни, он и хотел развить практику Kagura mai.

Kagura mai (танец храмов)

Госпожа Онода Уда, художник и скульптор, видевшая Каgurа mai Мастера Морихея Уесибы незадолго до его смерти, рассказывает: Kagura mai начиналось с Ameno Uki Hashi Tachite (стоять на небесном мосту), при этом произносились 75 звуков Kotodama. О-Сенсей танцевал, держа в руках Бо, и выражал движениями тела вибрации Kotodama, как будто это была техника сотворения вселенной, его лицо было божественно, это действительно было искусством". (Kotodama: поверие, что звук или слово делают возможным общение нашего мира с миром духовным, так как дух материализуется в этих словах и звуках. Традиционно, Kotodama возводят к поэме X века).
Для господина Симудзу Ютаки, специалиста по японской и китайской цивилизациям, одного из немногих людей, внимательно изучавших объяснения Мастера Морихея Уесибы о его искусстве, в Kagura mai всё - слова, телодвижения, сознание, - абстрактно, потому что это освобождение от всех форм, построенных человеческим существом. С этим освобождением от форм, "стена" между внешним и внутренним исчезает, и становится возможным обмен собственной энергией с энергией вселенной.
Это объяснение Takemusu aiki, где вибрация всего тела должна отзываться на вибрацию вселенной. К сожалению, О-Сенсей ушел слишком рано для того, чтобы развить эту часть своего искусства. Таким образом, и в Aikiken, состоящем из 18 движений Sho Chiku Bai No Ken, и в работе с палкой Masakatsu в Kagura mai, О-Сенсэй всё больше и больше отдалялся от формы, чтобы позволить Ки вести его, или, точнее, позволить Ки действовать, чтобы, по его собственному выражению, душа использовала форму (В Айкидо нет формы, все заключается в изучении души ). В этом кроется вся масштабность Айкидо и эти несколько комментариев с очевидностью показывают всю тонкость использования оружия в поиске Айкидо.

Жерар Блэз
перевод Анны Колышкиной

Поделиться: