О критике айкидо

ph213

Хочу начать с наиболее спорного момента айкидо как боевого искусства, а именно отсутствия в этом виде единоборств соревнований и спаррингов (боёв). Попробуем разобраться в этом вопросе, так как все остальные вытекают из него.

Для иллюстрации неэффективности айкидо многие сравнивают его с боями без правил. Такие люди не задумывается о том, что громкое название «бои без правил» на самом деле ни что иное, как рекламный трюк. Что понятие «без правил» означает лишь то, что в поединках используется меньше ограничений, чем при проведении обычных соревнований. Иначе говоря, бои без правил – это те же соревнования, где так же, как и в других единоборствах, техника «заточена» под определённые правила. Улица – это несколько иное. Там нет правил и ограничений. Есть лишь мысль – выжить. Здесь дело решает, прежде всего, боевой дух. На улице нет места честности. Если нужно взять камень, чтобы хотя бы уровнять шансы, то его надо взять. Будо воспитывает дух, а не учит нас технике. Техника рассматривается только как инструмент постижения духа будо.

Критикам с этой стороны я бы посоветовал обратить свое внимание на классическое кэн-дзюцу или батто-дзюцу. В этих системах нет соревнований, а базовая техника изучается по тем же принципам, что и айкидо. Вы можете себе представить спарринги или соревнования с настоящим мечом? Я вот тоже как-то слабо…

Можно пойти ещё дальше. Сколько времени солдаты посвящают стрельбе по живым мишеням (людям) во время подготовительного периода? Ведь мишень – это же не реальная цель, она же в ответ не стреляет.

Первое – невозможность выполнить технику из-за того, что противник якобы «не так бьет» или «не так хватает» и так далее. В данном случае утверждающие это путают два понятия – техника и тактика. Тактика – это ваше поведение во время поединка, призванное подвести оппонента к тому техническому действию (атаке), которая нужна вам. На тренировках определённого уровня мы опускаем тактическую часть для того, чтобы ученик мог сконцентрироваться на изучении приёма. Дело в том, что без чётко поставленной техники, до тех пор, пока она не станет «вашей», вы не сможете изучать тактику. А тактика заложена в самих техниках. Технику можно сравнить с конструктором, который состоит из несколько принципов, которые могут применяться как вместе, так и раздельно друг от друга. А вот как вы эти принципы будете использовать – это уже ваше дело, или, как сказал О-сэнсэй М.Уэсиба: «У каждого своё айкидо».

Теперь поговорим об основных принципах изучения будо. Сначала ставится базовая техника. Применимо к Ёсинкан айкидо – это кихон доса, кихон вадза. Причём, в этот период вопросы типа: «Что будет, если …?» должны игнорироваться. После того как нарабатываются основные движения, начинают оттачивание техники. То есть, мы начинаем заниматься углубленным изучением кихон вадза. Здесь метод похож на изучение бункай ката в каратэ. Постоянный вопрос: «Как сделать так, что бы укэ не смог сопротивляться и снова атаковать?» Этот вопрос приводит нас ко второму моменту, за который критикуют айкидо – отсутствие активно сопротивляющегося противника.

В айкидо если укэ сопротивляется – значит, вы его не контролируете. Раз вы его не контролируете – значит, вы недостаточно изучили технику, и что-то делаете не так. В основе любого приема лежит правильный вход в атаку укэ. Обратите внимание, я не рассматриваю здесь вопрос: «Что будет, если…?» После удачно выполненного начала приема вы должны оставить очень узкий «коридор» для действий укэ. Если противник делает всё что угодно, только не то, что вам нужно – значит, вы его не контролируете.

Следующий момент для критики вытекает из предыдущего – «в айкидо не бьют по настоящему», то есть, нет реальных ударов. Сразу возникает вопрос: что считать «реальным ударом»? И что вообще понимать под словом реальность? Если вы позволили себя «реально» ударить – вы проиграли бой, отдав инициативу в руки противнику. То есть, ваши действия и перемещения оказались неэффективными. Непонимание этого основывается, прежде всего, на стереотипе, что всё противостояние заключатся либо в обмене ударами, либо в борьбе. Изучайте оё вадза и дзию вадза, там есть ответы на эти вопросы. Вы не сможете работать эффективно дзию вадза, если вы не изучили оё вадза. Оё вадза – это кихон вадза без пауз, и здесь мы снова возвращаемся к более глубокому изучению базовой техники.

И, самое главное, айкидо не работает с ударом и захватом как таковым. Айкидо работает с направлением атаки, вектором силы.

Я думаю, на этом можно остановиться, потому что другие претензии к айкидо имеют столько же оснований, сколько и вышеназванные. Причина кроется в стереотипах, которыми окружены любые единоборства или боевые искусства. Мы судим об эффективности боевых искусств по тому напряжению, которое вкладывает противник в свои технические действия. И сразу сомневаемся в эффективности, если техника сделана с лёгкостью.

В данном контексте хочу привести слова Кантё сэнсэя Кёити Иноуэ:
«Люди часто говорили мне, что Сиоде сэнсэю удаётся выполнять техники с такой лёгкостью потому, что его студенты атакую вполсилы. Возможно, это правда. Но мы не смогли бы атаковать его в полную силу, даже если бы захотели. Контролировать чьё-то ки означает не давать возможности атаковать в полную силу. Это тоже айки, не так ли? Из мира кэндо нам известны случаи, когда люди проигрывали из-за страха. Молодой человек не может так просто сделать прием, когда перед ним хрупкий старый мастер 80 лет от роду.

Молодой проигрывает из-за своего страха перед старым мастером. Поэтому, если зритель на вашей демонстрации говорит, что то, что вы делаете, нереально – не стоит об этом сильно беспокоиться, поскольку это правда, и вы не сможете атаковать в полную силу. Сиода сэнсэй всегда говорил нам, что когда он пытается устроить лучшую демонстрацию, его укэ должен выполнять лучшие укэми на какие способен. Для меня не было лучшей тренировки, чем когда я выполнял укэми для сэнсэя. Вы не представляете себе, что он будет с вами делать на демонстрации. Между нами ведь не было какого-то соглашения.»

Выше сказанное не призывает отказаться от умения бить и жёстко хватать. Любой вид атаки должен идти чётко в цель. Ситэ (тори) должен бояться, что в него попадут. Но если его технические действия верны, атака противника теряет свою силу и эффективность. А умение свести все технические действия противника к фарсу это уже тактика ведения боя.

Отказ от применения силы не говорит о том, что сила не нужна. В айкидо не используется сила рук, в айкидо используется сила всего тела! Эта сила как раз и используется для создания «коридора», по которому будет двигаться ваш противник. Вы тоже должны двигаться в рамках этого коридора, сопровождая противника, но не применяя к нему силу.

Задача укэ на тренировках – не мешать ситэ (тори) выполнить технику, а создать условия, при которых эта техника выполняется. Когда ваши умения превращаются в навыки, при появлении нужной ситуации вы отреагируете правильно. Нужно понять, что когда, например, нужно сделать сихонагэ, то иккадзё в данной ситуации не получится по причине различных условий для выполнения данных техник. Поэтому активное сопротивления во время занятий приведёт только к тому, что освоение каких-либо технических действий растянется по времени. Да и само умение никогда не перейдёт в навык.

Алексей Казаков,
Инструктор YAIF, 4-ый дан Ёсинкан айкидо
Источник

Поделиться: